Двухдневный сплав предприняли члены ПавГео по Иртышу из Павлодара для выполнения ряда задач

Чтобы отвлечься от рабочей недели и немного лучше узнать свой родной край, для членов Павлодарского Дома географии нет лучшего рецепта, чем сплав по реке Иртыш. Заранее собрав команду из четырёх человек и проработав маршрут, мы решили пройти на вёслах 15-16 июня 2019 года не менее 40 километров вниз по течению реки Иртыш, стартовав с лодочной станции областного центра и закончив маршрут в селе Мичурино. Экипаж состоял из членов ПавГео: Александра Вервекина, Павла Леонова, Нурлана Сеитова и Виталия Кожокара. Мы задались целью взять пробы воды в разных точках Иртыша для подачи проб на анализ павлодарским эпидемиологам и проработать необходимость установки на берегах реки знаков с указанием населённых пунктов и просто интересных мест. К тому же мы просматривали маршрут для наших дальнейших путешествий на лодке более широким составом.

Несмотря на сложный метеорологический прогноз, река нас встретила ясной, безветренной погодой и полным штилем на воде. Мы прошли под павлодарским автогужевым мостом, обсудили его состояние, увидели, что железобетонные конструкции выглядят отлично, а вот бетонная часть моста, скорее всего, требует ремонта, так как обсыпается и выглядит не впечатляюще. Далее по пути следования нас встретило оживлённое речное движение возле речного порта. Мы наблюдали работу нескольких кранов, выгружавших песок с барж на пристань. По обратную сторону реки полузатопленной лежала баржа, не мешавшая, впрочем, проходу судов. Взяв пробы чуть выше речного порта и ниже него по течению, мы отправились в своё путешествие, каждую минуту опасаясь дождя и ураганного ветра, который нам обещали синоптики. Но до самого вечера никаких негативных погодных явлений мы не встретили, зато были облеплены ордами гнуса, мешавшего даже говорить. По многолетним наблюдениям, комары редко вылетают на середину реки; во время движения можно их не опасаться, но мошка как будто разницы не видит и мешает грести даже на самых широких участках Иртыша. Причалив на удобный берег, приготовили себе рыбный суп из консервов на обед. Осмотрели окрестности, отметили прекрасное место для купания с чистым песком, рогатины рыбаков, воткнутые в берег, и обилие растительности в пойме реки, буквально в черте города. Во второй половине дня, в основном русле Иртыша, между сёлами Жолкудук и Ребровка, взяли третью пробу воды.
Стоит отметить, что за весь наш маршрут мы отдалились от Павлодара не дальше чем на 16 километров, но по визуальным ощущениям, мы шли через такие глухие места, будто бы находящиеся не в одной сотне километров от человеческого жилья. Правый берег реки, обильно заросший деревьями и кустарниками, затруднял или даже делал невозможным причаливание к нему. Пройдя не судоходным руслом по небольшому каналу в главное русло, мы двинулись дальше и, преодолев около 30 километров по реке, выбрали место для разбивки лагеря на ночлег. Вечер выдался прекрасным, берег – тоже. С приходом вечерней прохлады пропали тучи мошки, и им на смену прилетели звонкие комары. К 22 часам начал накрапывать лёгкий дождь, и члены нашей команды легли спать.
Ночью, как и в городе, усилился дождь, а к моменту нашего пробуждения в седьмом часу утра, он шёл без остановки не менее девяти часов. Палатка выдержала испытания шквальным ветром, сильными осадками, а вот мы не решились идти на нашей резиновой лодке дальше, так как волна была такой силы, что стирала всякую надежду на благополучное или хотя бы быстрое продолжение движения по реке. Мы выбрали стратегию ожидания. Просидев в палатке четыре часа в ожидании прекращения дождя, играли в города. Наверно, не осталось столиц и крупных городов на Земном шаре, которые были бы обойдены нашим вниманием. Было холодно с учётом дождя, любой выход из палатки превращался в суровое испытание. Грелись газовой горелкой, а так же по возможности сушили вымокшую одежду. Но к часу дня непогода благополучно прекратилась, и на горизонте показалось ясное небо, дающее нам сигнал – «В путь!». Погрузив свои вымокшие вещи в лодку, мы отправились в последнюю часть нашего путешествия – до села Мичурино, где нас должны были ждать товарищи. Участок пути оказался самым сложным – ветер, не утихший за поворотом, до крайности усложнил нам путь. На середине реки волнение стало очень сильным, и скорость лодки стала почти нулевой. Заметили, что у берега волн почти нет, направили наше плавсредство туда, но там ветер дул прямиком нам на встречу, не давая возможности управлять лодкой с помощью вёсел; нам пришлось тащить лодку за линь с берега. Здесь Виталий и Александр тащили, как волжские бурлаки по очереди лодку за линь. Нурлан отталкивал наш «Фрегат» от берега, дна и от торчавших из отвесного склона деревьев, лодку веслом, сидя на борту. А вот Павел почти весь этот отрезок пути, а это метров триста, болтался в воде по пояс, отталкивая лодку ногами. Вот он промок в этот раз больше всех нас.
Финишировали благополучно к трём часам второго дня нашего сплава близ Мичурино, где нас ждали наши дорогие помощники, члены Дома географии Данил Вервекин и Владимир Рагулин. Взятые на анализ пробы иртышской воды были отданы 17 июня в павлодарскую санитарно-эпидемиологическую лабораторию, где результаты исследования на наличие «всех металлов» пообещали дать через две недели.

Виталий КОЖОКАР,
заместитель директора Павлодарского Дома географии, магистра географии.