Некоторые аспекты работы музея общественного объединения «Павлодарский Дом географии»

УДК 9 (908)
В.А. Кожокар
Некоторые аспекты работы музея общественного объединения «Павлодарский Дом географии»
Казахстан, Павлодарская область, общественный музей, Павлодарский Дом географии, экспонаты, экскурсии.

В статье рассматриваются основные этапы истории появления, развития, исчезновения и трансформации музеев на общественных началах в северо-восточном Казахстане. Указываются положительные стороны их музейной практики, а так же причины и следствия, приведшие в деградации музейной сети. На примере общественного музея «Павлодарского Дома географии» показано создание подобного учреждения, способы приобретения экспонатов, организация экскурсий, материально-техническое обеспечение некоммерческого, частного музея.

Знаковое для музейной практики советского периода, региона северо-востока Казахстана явление – создание общественных или частных музейных коллекций, с возможностью сохранения экспонатов, построения экспозиции и регулярной демонстрации накопленных материалов. Первый такой опыт, хотя и неудачный, состоялся в 1950 году. Отставной военный, Акулов Н. пытался создать в г. Павлодаре морской клуб-музей, для этой цели, он стал выписывать предметы военно-морской атрибутики со всех флотов СССР. В виду отсутствия помещения для музея, интереса общественности и государственных органов, все экспонаты, в том числе торпеда и рогатая мина системы Макарова, были отправлены в морской клуб г. Гурьева (Атырау)[1, с. 54]. В 1964 году энтузиаст-краевед Кимаш И. А. в стенах собственного дома создал постоянную музейную экспозицию на тему краеведения Успенского района, Павлодарской области. В современное время имеющую государственную форму собственности [2, с. 4]. В начале 2000-х годов, на базе частной коллекции профессора павлодарского государственного университета, музыковеда Н. Г. Шафера был открыт музыкально-литературный музей «Дом Шафера». Учреждение, довольно скоро было взято на баланс государства, и вышло из поля деятельности общественных музеев.

Музеи на общественных началах или общественные музеи массово начали создаваться на северо-востоке Казахстана в 1960-е годы. В эти годы открываются школьные, мемориальные и производственные музеи. Сотрудники областных музеев всячески мотивировали и помогали активистам на местах и организациям в сборе собственных коллекций, ими создавались и рассылались материалы, содержащие начальную экспозицию, краткие методические разработки, советы по оформлению и документации. Общественная инициатива, поддерживаемая государственными органами и законодательными актами, позволила в 1980-е годы, достичь практически 40% показателей посещаемости государственных музеев с большим штатом специалистов и оплачиваемым трудом. Их силами воспитывались целые поколения людей заинтересованных в сохранении культурного и исторического наследия своего региона и местных профессиональных, этнических или иных сообществ. К сожалению, со сменой общественного устройства в Казахстане, подобная деятельность сократилась до своих минимальных показателей и практически отсутствует в рамках современной музейной практики. Главная причина ослабления работы — отсутствие необходимой материально-технической базы, помещений и возможности содержать оплачиваемые единицы руководителей музеев. С началом перехода к рыночным отношениям в 1990-ых годах, в след за ликвидацией предприятий, совхозов и колхозов начинают закрываться и музеи. В это время прекратил действие музей автоуправления Павлодарской области в виду отсутствия площадей для экспозиций и хранения коллекций, Успенский районный музей по причине аварийного состояния, музеи УВД и Ермаковский городской краеведческий музей из за невозможности содержать руководителя. Государственные структуры, не прекратившие свою деятельность, так же имели финансовые проблемы непреодолимого характера. В большинстве музеев не выделяются средства для покупки новых экспонатов, техники, не оплачивается стажировка работников, командировочные расходы, коммунальные услуги, охрана и т.д. [3, c. 17]. Для сохранения, подчас обширных музейных коллекций находившихся в общественной собственности, в середине 1990-х годов, существовала практика содержания руководителя учреждения на различных должностях при отделах культуры районов. Имущество музеев переходило на баланс государственных учреждений имевших помещение и штат – школам, клубам. Администрациям школ вменялось изыскивать средства на содержание штатной единицы работника музея [4, c. 1]. Таковыми становились методисты, библиотекари, пионервожатые и т.д. Большинству местных руководителей предприятий, колхозов, сёл и городов, в которых имелись общественные музеи, не хотелось обнулять уже накопленные материальные и исторические ценности, опыт и преемственность музейных кадров, а так же историческую память о предприятии или малой родине. Для многих из них трудности начала 1990-х годов казались временными и в будущем преодолимыми. К сожалению чуда, не произошло, подобные музейные организации начали массово закрываться, большинство навсегда. Из 16 функционировавших общественных музеев в Павлодарской области в 1987 году, к началу 1993 года, с разными оговорками, осталось 10 [5, c. 1]. Начиная с 1996 года информации об общественных музея в отчётах государственных надзорных органов становится всё меньше, а с 1998 года она вовсе исчезает из годовых текстовых отчётов областных музеев. С этого времени сотрудники областных музеев практически перестают выезжать в методические и практические командировки в сельские общественные музеи в виду отсутствия средств. Стоит отметить, что некоторые, самые крупные музеи на общественных началах были переданы на баланс областных музеев и продолжили функционировать. Их фонды, в лучшем случае, были частично или полностью переданы в ведение государства. Так Железинский районный краеведческий музей с июня 2011 года обрёл новый статус ГККП «Историко-производственный музей Железинского района» отдела культуры и развития языков акимата района [6, c. 563]. Продолжают свою деятельность в настоящее время и сохранившиеся или открытие заново музеи предприятий и ведомств. Так в Восточно-Казахстанской области, после 2000-го года, остаются действующими музеи: титаномагниевого комбината, Ульбинского металлургического завода, станции «Защита», Восточно-Казахстанской дирекции «Казахтелеком», главного таможенного управления по ВКО, областного налогового комитета, военкомата, внутренних дел, комитета национальной безопасности и другие [7, с. 150]. В Павлодарской области это: историко-производственный музей АО «Алюминий Казахстана», истории нефтехимического завода, боевой славы УВД, комитета национальной безопасности, областной прокуратуры, управления сельского хозяйства, истории образования, медицины и другие [8, с. 565]. Невозможность свободного доступа к коллекциям лишает их главенствующей функции общественного музея – трансляция местному сообществу опыта прошедших поколений. Это происходит вследствие нахождения на частной территории или внутри различных организаций с пропускной системой доступа: градообразующих предприятий, полиции, службы здравоохранения, воинских частях и т.д. За этим следует весьма низкое качество музейной работы, в виду отсутствия подготовленного персонала. В массе, занимаются организацией музейной практики на предприятиях и ведомствах сотрудники, занятые в библиотеках, общественно-массовом секторе, профсоюзе – работники не заинтересованные в проведении мероприятий, создании необходимых условий для сохранения культурного или исторического наследия. Имея собственный обширный функционал, времени на подбор материалов, регулярную демонстрацию экспонатов, написание документации и прочих атрибутов музейной жизни просто нет. Так упоминание в заводской газете «Нефтепереработчик» производственного музея, носит нерегулярный характер, и связано с приездом на завод комиссией, владельцев, гостей. Немногочисленные экскурсии проводит библиотекарь [9, с. 4].

Единственным общественным музейным собранием со свободным доступом, пополняемой коллекцией и регулярными экскурсиями, в регионе, является музей общественного объединения «Павлодарский Дом географии». Организованная не по профессиональному, территориальному или этническому принципу структура одной из целей своей деятельности видит в создании, а с 2013 года и в поддержании работы музея на общественных началах со свободным доступом в рабочие часы. Просвещение широких масс населения, в том числе и акцент на школьную и студенческую аудиторию, сохранение культурного, исторического и природного наследия — два основных направления реализации идеи создания музея. Помимо сбора ценных краеведческих экспонатов представляющих важность для региона, так же коллекционируются предметы из других культур и местностей, не имеющих отношения к Павлодарской области. Следует отметить, что учреждение не является регулярно финансируемым государством или бизнес структурами, а содержится на членские взносы и спонсорские средства участников общественного объединения. Следствием является личная инициатива общественников по обслуживанию коллекций, их документированию, хранению, а так же проведению экскурсий, изготовление, заказ и монтаж необходимого оборудования. Благодаря спонсорам были изготовлены стеллажи и стеклянные витрины, в которых хранятся стационарные коллекции геологии, этнографии, нумизматики [10]. Благодаря поддержке квазигосударственного сектора, музей имеет помещение площадью 94 кв. метра, в котором идёт постепенное размещение материалов. В нём же устраиваются бесплатные экскурсии для школьников с просветительскими целями [11]. К сожалению, неустойчивое финансирование не даёт возможности иметь штат работников, следовательно, рабочими днями, как правило, являются суббота и воскресение, выходные, которые члены общественного объединения могут посвятить функционированию музея.
Самым большим и ярким собранием следует назвать коллекцию государственных флагов стран мира, начатую в 2005 году. Экспонирование ведётся как в пределах общественного музея, так и в рамка выездных экспозиций в школах, на предприятиях, в сельской местности [12]. Разнообразие флагов демонстрирует «какие государства есть в мире, какие растения и животные есть на Земле, какая народная музыка звучит в городах и сёлах планеты» [13, с. 7]. На данный момент количество флагов достигло 60 единиц, к слову, все полотнища полноразмерные и являются точными копиями по своим массогабаритным характеристикам официальных аналогов. Фоном экспозиции, часто служат необычные предметы материальной культуры народов мира, присылаемые, покупаемые или принимаемые в дар членами общественного объединения.

Научной значимостью обладает палеонтологическая коллекция, в собрании которой свыше 130 единиц костных остатков вымерших животных мамонтовой фауны [14]. Все артефакты имеют номера, описание и неоднократно подвергались исследованию со стороны учёных-палеонтологов. Самые значимые и визуально выразительные образцы демонстрируются в стационарной экспозиции, остальные хранятся в специальных коробах, способствующих их сохранению. Сбор материалов происходит в ежегодных экспедиционных выездах на места массового нахождения костей ископаемых животных [15, с. 4], имеются единичные случаи включения образцов в коллекцию в результате дарения гражданами своих случайных находок.

Геологическая коллекция появилась благодаря геологам-пенсионерам, имеющим возможность помогать музею на общественных началах, в сборе, определении и описании получаемых в экспедициях образцов. В фондах хранится свыше 250 образцов [16, с. 8] собранных в пределах области, небольшая часть находится в экспозиционном зале, в закрытом стеклянном стеллаже. Как одна из самых зрелищных коллекций, геология постоянно экспонируется в стенах музея, а так же перевозится для временной демонстрации.

Постоянно находится в экспозиции и вызывает яркие впечатления посетителей собрание этнографии. Большая часть прибыла в музей из других стран: ФРГ, Таджикистана, Непала, Индии, Узбекистана, России и т.д. Музыкальные инструменты, обувь народов мира, голландские деревянные башмаки, детские, кустарные игрушки и многое другое [17, с. 4]. Есть представительная часть местных предметов быта казахского и малых народов проживающих на нашей территории.
Постоянно пополняются коллекции нумизматики, этнографии, географических карт, открыток, буклетов, старинных книг по географии, фотографии животных, птиц и насекомых, обитающих в пределах Павлодарской области.

В виду вышеописанных обстоятельств в музее не ведётся необходимая документация в полном объёме. Имеются списки экспонатов, составленные для каждой группы отдельно, ответственными за неё людьми. Ведутся записи о времени и условиях появления экспонатов. Отсутствует паспортизация и составление тематико-экспозиционного плана.
Благодаря большой просветительской и общественной работе вокруг музея, имеется ряд инициативных личностей в Павлодарской области занимающихся созданием местных, общественных коллекций. Экибастузский филиал Павлодарского Дома географии собирает палеонтологию и геологию, в виду увлечённости местных энтузиастов. Занимаются осознанным собирательством в Щербактинском, Майском, Павлодарском районах.

Интересная и необычная деятельность активистов, работа некоторых в органах СМИ способствует обширному и регулярному освещению деятельности и достижений музея в местных органах печати, телевидения и радио. Учреждение имеет свой сайт, с оплачиваемым хостингом, страницы в социальных сетях, с контентом наполняемым общественниками.
Практика создания и поддержания активности общественного музея ценна как в качестве сохранения историко-культурного наследия местного сообщества, просвещения широких масс населения, так и в плане развивающегося эксперимента по построению сети музеев на общественных началах в условиях современного общества и экономической и политической обстановки в Казахстане. Мы имеем богатый архивный и документальный материал по всей истории развития, угасания и трансформации подобных музеев в досоветское и советское время. К сожалению, источников по современности, необходимых для осмысления практики общественных музеев избранного региона практически нет. В этом свете сбор, анализ и документирование всех этапов эволюции учреждения крайне важен.

Список источников и литературы
1. Шарапова Г. В. История спасательной станции Павлодара. Павлодар. – 2019. — С. 154.
2. ПОИКМ им. Г. Н. Потанина. Отчёт о работе общественных музеев Павлодарской области за 1985 год. Л. 1-10.
3. ГАПО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 702. Л. 1-18.
4. ГАПО. Ф. 400. Оп. 5. Д. 396. Л. 1-9
5. ГАПО. Ф. 400. Оп. 5. Д. 396. Л. 1-9
6. Соколкин Э.Д. Культура и искусство Павлодарского Прииртышья: Люди. События. Факты. — Павлодар. – 2016 — С. 707.
7. Метте В., Абайдильдин Т. Душа и память народа. — Усть-Каменогорск. – 2003 — С. 233.
8. Соколкин Э.Д. Культура и искусство Павлодарского Прииртышья: Люди. События. Факты. — Павлодар. – 2016 — С. 707.
9. Гронская А., Здоров Ю. К папе на работу // Нефетепераработчик. – 26 июня 2018. — №12 (989).
10. Павлодарский Дом географии получил первые витрины для своей этнографической коллекции: Электрон. дан. Режим доступа : http://www.pavgeo.kz/ru/pavlodarskiy-dom-geografii-poluchil-pervuyu-vitrinu-dlya-svoey-etnograficheskoy-kollektsii/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 09.07.2020).
11. В викторине по узнаванию флагов приняли участия павлодарские школьники: Электрон. дан. Режим доступа : http://www.pavgeo.kz/ru/v-viktorine-po-uznavaniyu-flagov-prinyali-uchastie-pavlodarskie-shkolniki/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 09.07.2020).
12. Выставка флагов состоялась в селе Новоямышево : Электрон. дан. Режим доступа : http://www.pavgeo.kz/ru/vyistavka-flagov-sostoyalas-v-sele-novoyamyishevo/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.07.2020).
13. Пролыгин А. Коллекция флагов растёт // Звезда Прииртышья. – 19 октября 2013. — № 76.
14. Павлодарский Дом географии : Электрон. дан. Режим доступа : https://vk.com/pavgeo?w=wall-53738619_8179, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 09.07.2020).
15. Вервекин А. Как искали мамонта… // Звезда Прииртышья. – 5 августа 2014. — № 54.
16. Максимова Ю. Сокровища подземных царств // Городская неделя. – 22 августа 2018. — № 58.
17. Исабеков Р. По крупицам со всего мира // Караван. — № 8 (393). – 27 февраля 2015. — № 54.

Kozhokar Vitalii Aleksandrovich
Postgraduate, Altai State Pedagogical University, Russian Federation, Barnaul.
Some work aspects of the museum of the public association «Pavlodar House of Geography»
Kazakhstan, Pavlodar region, public museum, Pavlodar House of Geography, exhibits, excursions.

The article examines the main history stages of the emergence, development, disappearance and transformation of museums on a voluntary basis in north-eastern Kazakhstan. The positive aspects of their museum practice, as well as the reasons and consequences that led to the degradation of the museum chain , are indicated. On the example of the public museum «Pavlodar House of Geography», methods of acquiring exhibits, organizing excursions, material and technical support of a non-commercial, private museum are shown.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники