Слово об Иртыше

Седой Иртыш, воспетый в песнях и легендах… Много народностей жило на его берегах в течение тысячелетий. Тогда природа была другой, чистой; незапачканными были его берега, не было мостов, не ходили по нему моторные суда. В изобилии водилась рыба, в пойме – птица. Но постепенно пришло другое время. Человеческая цивилизация постепенно осваивала Иртыш и его берега. Появились науки, изучающие водные системы, так называемые гидрография и гидрология. Одна занимается съёмкой и нанесением на карту водных объектов, а также составлением лоций вторая — занимается изучением водных объектов. Что мы знаем сегодня об Иртыше? Знаем, что это река, левый приток Оби, начинается в Китае и впадает в Обь в России.

У нас Иртыш, у китайцев — Эрцисыхэ
Иртыш – это могучий водный поток длиной. Площадь Обь-Иртышского бассейна составляет два миллиона 290 тысяч квадратных километров (четвёртое место в мире). Речная же площадь бассейна Иртыша – один миллион 643 тысячи квадратных километров (больше площади бассейна Волги). Только четыре реки мира (Миссисипи, Миссури, Амазонка и Нил) могут конкурировать с Иртышом по длине и по площади сбора воды.
Иртыш берёт своё начало в горах Монгольского Алтая на территории КНР под названием Чёрный Иртыш (Кара Ертис). Там у них, в Китае, он называется Эрцисыхэ, и длина их Иртыша всего 525 километров. Название реки Иртыш в русской транскрипции трансформировалось из тюркского (казахского) слова «Ертис», а это в свою очередь — из монгольского слова «Эрцыс» (в переводе на русский язык — «землерой»). Народ в своё время правильно подметил особенности этой реки подмывать берега, рыть землю волной и течением и таким образом менять русло, образовывать протоки, острова и не только. По территории Омской и Тюменской областей Российской Федерации Иртыш протекает через лесостепи и сибирскую тайгу на протяжении 2010 км. Здесь течение реки спокойнее, чем в верховьях и в среднем течении.
В Иртыш впадает 84 больших и малых притоков, наиболее крупных из них — 20. Это Кальжир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Чаган (Шаган), Усолка, Омь, Тара, Камышловка, Вагай, Конда, Ишим (Есиль), Уй, Шиш, Оша, Тобол (Табыл).
Характерная особенность заключается в том, что большинство притоков находится в верхнем и нижнем течении Иртыша. В среднем же течении Иртыш не принимает сколь значительных притоков, кроме маловодной степной речушки Усолка в районе Павлодара, питающейся подземными водами. Большинство же степных рек, таких как Кулунда, Карасук, Бурла, Оленты, Шидерты, не доходит до Иртыша и высыхает или впадает в озёра по пути.

Цивилизация на реке…
Всегда водные потоки привлекали людей, где можно не только питаться рыбой и пить воду, но и плавать по рекам и селиться у берега. Иртыш с древнейших времён обживался человеком, племенами разных эпох, и название реки тогда было другое. До появления на Иртыше монголов река называлась Гамеш, это хорошо видно на картах арабских путешественников (Ал-Идриси), которые в Х веке отметили на карте государство кимаков и город Имакия (на казахском — Кимакия). Он был известен как ранний средневековый азиатский укреплённый город с каганской крепостью, монетным двором, базарами и храмами. Кимакия как летняя резиденция правителя вместе с другим городом Хакан-Кимакией, располагались на Иртыше, недалеко от места расположения современного Павлодара. В IX-XIII веках нашей эры на среднем Иртыше находились укрепления и кочевья не только кимаков, но и найманов. В нижнем течении Иртыша в основном жили охотничьи сибирские племена остяков и вогулов, позднее — сибирских татар и русских охотников.
В послемонгольский период на Иртыше жили племена сибирского хана Кучума, казахские племена Среднего жуза и беспокойные джунгары, которые в течение XVI – XVIII веков вели захватнические войны в Прииртышье, оттесняя казахские племена вглубь степей.
С появлением русских на Иртыше начался новый этап освоения берегов Иртыша. Походы Ермака в Сибирь и его гибель в Иртыше в девяностых годах ХVI века не остановили русских, и они в 1587 году основали при впадении в Иртыш реки Тобол город Тобольск (ныне в Тюменской области России) — первый российский город, откуда и пошли экспедиции и походы по Иртышу в ХVII –XVIII веках. Через семь лет при впадении в Иртыш таёжной речки Тары был основан второй российский город Тара (в современной Омской области).
В течение последних трёхсот лет на берегу Иртыша возникло без малого около двухсот населённых пунктов, в том числе двенадцать городов, среди них два в Китае (Кектокай, или Фуюнь, и Бургун), шесть в Казахстане (Серебрянск, Усть-Каменогорск, Семей, Курчатов, Аксу, Павлодар) и четыре города в России (миллионный Омск, Тара, Тобольск и Ханты-Мансийск). Через Иртыш ныне перекинуто 15 различных мостов – восемь автодорожных и семь железнодорожных; строится между Павлодаром и Аксу шестнадцатый мост, автодорожный. На Иртыше в пределах трёх государств существует свыше десяти паромных переправ, одна из них в нашей области – между сёлами Иртышск и Пятерыжск.
После Великой Отечественной войны началось зарегулирование вод Иртыша строительством Устькаменогорской ГЭС (в 1952-1954 годах), затем были построены Бухтарминская (1966) и Шульбинская ГЭС (1976-1994). Все эти гидроэлектростанции образовали водохранилища, которые сезонно сбрасывают попуски вод в Иртыш. Воды реки Иртыш вращают почти 20 гидроагрегатов для выработки электроэнергии.
Кроме того, воды Иртыша питают два канала: один в Китае (Чёрный Иртыш–Карамай), второй в Казахстане (Иртыш-Караганда имени К. Сатпаева). Имеется несколько оросительных каналов и систем для полива насаждений в Павлодарской и Омской областях. Вот так ныне выглядит картина освоения Иртышского бассейна.
Человеческая цивилизация привела к экологическим проблемам Иртыша, с которой ныне борются люди неравнодушные к этому и выступают не только в защиту поймы Иртыша, но и сохранения водного баланса.

Ходили и ходят суда
До XVII века на Иртыше не было речного судоходства. Степные кочевые племена и таёжные охотники пользовались только вёсельными лодками. Для плавания применялись также плоты. Появление на Иртыше ермаковских стругов и кочей в конце XVI века и первой пристани в Тобольске дало толчок развитию непарового судоходства на Иртыше в больших масштабах. С 1613 года ежегодно ходили «по соль к Ямыш-озеру» по Иртышу большие плоскодонные лодки, которые стали называться дощаниками, потому что они делались из досок, а не выдалбливались из дерева, как челны. Это были первые суда на Иртыше. Они были длиной от десяти до двадцати метров и шириной три-четыре метра, водоизмещением от семи до двухсот тонн. Дощаники представляли собой большие лодки с палубой и даже навесом, с одной мачтой и парусом; имелись вёсла и руль на корме. Вот такие дощаники на протяжение почти 200 лет бороздили воды Иртыша. В 1715 году экспедиция И. Бухгольца из Тобольска к Ямыш-озеру плыла на 27 дощаниках и лодках. Это был целый флот на Иртыше. На реке также плавали большие лодки – кочи, в основном в таёжной части Прииртышья.
С начала XIX века на Иртыше стал постепенно внедряться новый тип судов – коноводки. Это были большие деревянные барки с палубой и надстройками. Суть таких судов состояла в том, что они передвигались по воде вверх по Иртышу с помощью конной тяги. На палубе был ворот, который вращался по кругу с помощью лошадей. Средством передвижения был якорный канат, который забрасывали в воду впереди судна метров на 50-100. Затем лошади вращали ворот на судне и наматывали канат на ворот – так продвигались суда. Это был способ хлопотливый и малоэффективный, затрачивалось много времени и сил, чтобы продвинуться вперёд. Потом на коноводки стали ставить вёсла и паруса. Так продолжалось до середины пятидесятых годов XIX века.
Появление судов на паровой тяге, которые в народе были названы пароходами, определило дальнейшую судьбу речного и морского судоходства. В России первый пароход появился на Неве в 1815 году, в газете «Сын Отечества он был назван «стимботом». Первым, кто назвал паровое судно «пароходом», в 1815 году был морской офицер (впоследствии – адмирал) Рикорд. С тех пор это слово получило всеобщее признание в русском языке. На сибирских реках первые пароходы стали появляться в пятидесятых годах XIX века. В 1854 году в Тюмени был построен первый сибирский пароход «Основа», который плавал между Тюменью и Тобольском. С 1860 года начинается плавание пароходов до Омска.
В 1861 году в Павлодар пришёл первый пароход «Ура» купца Беренса мощностью 20 лошадиных сил за коряковской солью. В следующем году другой пароход дошёл до Семипалатинска. Постепенно пароходы вытеснили коноводки и паузки; на смену им пришли буксирные баржи, баркасы, маломерные и низкосидящие в воде паузки и гусянки. До конца века по Иртышу уже плавало более 50 пароходов разной модификации: из них 16 пароходов товарищества «Игнатов и Курбатов», шесть пароходов товарищества «Широков и Ко», десять пароходов «Общества Корнилова», восемь пароходов Богословских заводов Урала, несколько пароходов «Плотникова и сыновей», «Поклевского–Козелл» и других. С 1880 года внедряется почтово-пассажирское сообщение по Иртышу. В Павлодаре оборудуется первая пассажирская пристань с дебаркадером, постепенно в городе возникло несколько грузовых пристаней (соляная, зерновая, торговая и другие). На базе зимовок судов и пароходов в городах возникли затоны и судомастерские. В первой половине ХХ века по Иртышу плавали уже более крупные пассажирские однопалубные и двухпалубные пароходы типа «Нор-Зайсан», «Европа», «Оплотъ», «Азия», «Отецъ» и другие. Появилось много буксирных пароходов для перевозки грузов в больших баржах. В 1932 году создано Верхне-Иртышское речное пароходство в Семипалатинске, там же было открыто речное училище. После Великой Отечественной войны пароходы стали уступать место теплоходам, судам, работающим не на угле и дровах, а на дизельном топливе и мазуте. Пассажирский флот на Иртыше тоже обновился – в шестидесятых годах появились суда на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор», речные трамваи для пригородных сообщений.
С 1965 года в Павлодаре работает грузовой порт, с 1969 – речной вокзал. От речвокзала уходили пассажирские суда в Омск, Семипалатинск и Ермак. В наши дни несколько уменьшился поток судов на Иртыше, зато много появилось маломерных судов – катеров, моторных лодок, небольших грузовых теплоходов. Судоходство на Иртыше набирает новые обороты после столь длительного застоя.

Достопримечательности водной артерии
На берегу великой реки, в пределах Казахстана, существует два памятника природы. Один из них находится в Восточно-Казахстанской области, на берегу озера Зайсан, через которое протекает Иртыш. Это прибрежная полоса разнообразных цветных глиняных форм под названием Ашутас, или Глиняные холмы Ашутас (Ащитас), находящиеся в 155 километрах от райцентра Курчум. В переводе с казахского языка это слово означает «горький, кислый камень». Название своё местность получила из-за сернистого кислого запаха обуглившихся растительных остатков древней флоры. В цветных глинах встречаются обломки костей древних животных.
Не менее популярен и известен палеонтологический памятник древней природы «Гусиный перелёт», или «Гусинка» в Павлодаре. Эта прибрежная полоса длиной 100-200 метров в микрорайоне Химгородки интересна тем, что из глубин речного яра во время половодья вымываются остатки костей древнейших животных, как копытных (гиппариона и других), так и хищников. Науке это место известно с 1929 года, когда здесь побывала московская экспедиция Ю. А. Орлова. Об этом памятнике не раз писала наша пресса.
Конечно, к достопримечательностям Иртыша относится и его пойма, которая начинается сразу после того, как Иртыш, выйдя из теснин Алтайских гор и предгорий в районе Семея на просторы Западно-Сибирской равнины с её Кулундинской и Барабинской степями, образует низину шириной местами до десяти километров. В пойме много островов, речушек, старых русел Иртыша. Большая её часть лежит в пределах Павлодарской области. Это самая богатая часть поймы, где сенокосные угодья тянутся на десятки километров. Здесь много проток и речушек, в которых встречается рыба, гнездятся птицы. Пойма заросла ивняком и тополёвыми лесами. Тут растут многочисленные кустарники, ягодники, грибы.

Великие имена
На протяжении многих столетий по Иртышу на лодках, судах и пароходах проплывали многие путешественники, учёные, послы. Так, по сведениям известного русского географа и писателя С.Н. Маркова в XIII веке по Иртышу в ханскую ставку в Монголию плавал Великий князь Ростовский. В 1654 году в Китай из Тобольска по Иртышу проплыл первый русский посол Ф.И. Байков. На Иртыше побывал и тобольский географ-чертёжник Семён Ремезов, составивший карту Прииртышья в 1697 году. Почти всё восемнадцатое столетие пестрело фамилиями российских учёных и путешественников, плывших по Иртышу или ехавших по берегу – это историк Г. Миллер, естествоиспытатели И. Гмелин и П.С. Паллас, натуралисты Х. Барданес и И. Фальк, а в XIX-ХХ веках – немецкие учёные А. Гумбольдт и А. Брем, российские землепроходцы и путешественники Г.С. Карелин, И.П. Кириллов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.А. Северцов, Г.Н. Потанин, Ч. Валиханов, Л. Шренк, В.В. Радлов, американский журналист и писатель Дж. Кеннан, русский писатель Ф.М. Достоевский, омские учёные М. Сиязов, П. Драверт, Е. Клодт, А. Палашенков, Д. Фиалков, А. Рычков и другие.
Об Иртыше можно много писать и говорить, но эта река была и будет существовать, служить ещё не одному поколению сибиряков и казахстанцев.

Эрнест СОКОЛКИН,
историк-краевед, член Павлодарского Дома географии.
Фото Надежды МАЙБА.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий