Туристско–краеведческая работа в клубе юных краеведов «Джурбай»

Павлодарский Дом географии – общественное объединение, созданное 3 декабря 2013года с целью пропаганды знаний в области географии, истории, краеведения и смежных наук. Задачи Дома географии – воспитание казахстанского патриотизма и экологической культуры, организация экспедиций и издательской деятельности, встреч с интересными людьми, выставок, научных конференций.

На базе Дома географии существует кружок для детей – Клуб юного краеведа – «Джурбай», который в этом году отметит свое 3- летие. Джурбаи – это птицы, которых ещё называют степными жаворонками. Они обитают от Северной Африки и Испании до Центральной Азии. Обычно эти пернатые предпочитают полупустынные и степные местности, но могут гнездиться и на сельскохозяйственных полях. Песни джурбаев отличаются от песен других жаворонков удивительным богатством мелодий, полнотой и силой звука. Причём они могут даже подражать пению других птиц [3]. Именно джурбай дал название клубу юных краеведов ПавГео. Целью создания данного клуба, как и любого другого краеведческого кружка, является привлечение учащихся к изучению географии, расширение кругозора, формирование практических умений и навыков и познавательного интереса, изучение природы своего родного края. Кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. 4 июня 2016 года при «Павлодарском Доме географии» был открыт краеведческий кружок для детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет «Джурбай». Руководителем его является учитель географии и член ПавГео – Кожокар Виталий Александрович. Работа кружка ведется зимой один раз в неделю в воскресенье с 10 до 12, а в летнее время два раза в неделю. У каждого члена кружка есть своя тенниска и кепка с символикой и личный дневник, куда они могут записывать какие — либо задания, которые дает педагог. Кроме аудиторных занятий для детей организовываются различные походы, экскурсии, наравне с взрослыми членами Дома географии они так же могут участвовать в ежегодном сплаве по реке Иртыш. Кроме Виталия занятия детям проводят интересные личности Павлодарского Прииртышья: географы, историки, геологи, краеведы и т.д. Также доверяется проведение уроков будущим учителям – географам, состоящим в Доме географии, для закрепления своих преподавательских навыков полученных на аудиторных занятиях в колледжах и вузах.
Помимо аудиторных занятий педагоги организуют для детей многообразные выходы в музеи и культурные памятники нашего города, неоднократно ребята выезжают на природу, с целью познания настоящей туристической жизни, обучения навыкам установки палаток, определения сторон света, проведения исследовательских работ. Два года подряд воспитанники «Джурбая» отправляются в парусную школу в поселок Черлак Омской области. В течении недели, ребята находятся на реке, совершенствуя свои теоретические и практические навыки хождения под парусом на малых яхтах типа «Оптимист», «Кадет» и «Луч».
Наряду с взрослыми членами Павлодарского Дома географии «джурбаевцы» принимают участие в палеонтологических экспедициях в село Жана Кала.
Вот, что пишут об этом месте Валентина Алиясова и Канат Ахметов в книге «Древние позвоночные животные Павлодарского Прииртышья»: «Местонахождение находится на правом берегу р. Иртыш в 40км севернее г. Павлодара, выше с. Григорьевка (Жанакала прим. автора). На протяжении 2км берег регулярно подмывается, и обнажаются отложения II надпойменной террасы. Сборы костей производятся из-под уреза воды с глубины около 1 м, что позволяет предлагать, что кости млекопитающих вымываются из отложений, подстилающих глинистый слой. Кости в большинстве своем имеют хорошую сохранность, следы окатанности отсутствуют, сломы костей, как привило, свежие, эти наблюдения дают возможность предположить присутствие коренного захоронения костей ниже уровня воды. Трудность извлечения костного материала из-под воды приводит к значительной разрозненности в сборах костного материала, к искажению и неполной характеристике видового состава местонахождения. Сравнительно мало встречаются мелкие кости скелета, отдельные зубы и кости мелких животных. Тем не менее, общее количество остатков велико и разнообразно, причем много костей головы челюстного материала. Некоторые переотложенные кости встречаются в песках над глинами. Они представлены сильно растрескавшимися и рассыпающимися обломками» [1, с. 15].
Последняя такая поездка состоялась в начале осени 2017 года, в ходе этой экспедиции нами были обнаружены челюстные останки лошади с хорошо сохранившейся верхней челюстью и частью нижней, большая и тяжелая лопатка крупного млекопитающего, зуб крупного травоядного и множество костей, поддающихся определению преимущественно в лабораторных условиях. Сложность извлечения костных останков из-под воды состоит в их исключительной хрупкости и разрозненности. После извлечения, перевозки в музейный фонд ОО «Павлодарский Дом географии» костные останки были обработаны специальным составом, препятствующим разращению объектов длительное время находившихся под водой, а, следовательно, без доступа кислорода. В атмосферной среде данные палеонтологические находки быстро разрушаются. Поэтому важно своевременно обработать кости [2, с. 106]. Такое задание было поручено ребятам из кружка на аудиторном занятии на следующий день после экспедиции. Предварительно очистив кисточками находки от остатков пыли и грязи, ребята провели обработку костей заранее подготовленной специальной смесью из клея ПВА и воды. Параллельно дети смотрели ролик про древнюю флору и фауну памятника природы «Гусиный перелет».
Таким образом, работа КЮК «Джурбай» — это уникальный опыт в области внешкольного образования. Многочисленные экскурсии, аудиторные занятия, лабораторные работы, экспедиционная работа – всё это способствует эффективному патриотическому и экологическому воспитанию подрастающего поколения, формированию всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В тоже время современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике следующие принципы:
— воспитание гражданственности и любви к Родине;
— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
— формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
— защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.


Сасько А.И., студент, член Павлодарского дома географии,
Кочетков М.Ю., магистр географии, заместитель директора Павлодарского дома географии.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники